ГЛАВНАЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
ФОРУМ
Городской информационный сервер Нижнего Тагила
В этот день, 18 декабря, в Нижнем Тагиле:
В 1941 году Был собран первый танк Т-34, к концу декабря первый эшелон танков ушел на фронт.
Другие события » 
Главная Консультации специалистов Власть Досуг Предприятия Справочник Форум Разное
ФОТОГРАФИИ
ОТПРАВКА SMS
MTC
Mегафон
Mотив
 
Utel
Билайн
Skylink
 История родного города

Наш первый паровоз как первая любовь

Нижний Тагил славен, как известно, не только своими мартеновскими печами и танкостроением. Первый в России велосипед был изобретен Артамоновым, а первый паровоз - отцом и сыном Черепановыми. Роль двухколесного "друга" в российской истории, как ни крути, не так уж и велика, зато создание парового "чуда" впоследствии дало мощный толчок развитию в нашей стране промышленного производства, которое сейчас немыслимо без железных дорог и подвижных составов.

В 2004 году отмечается 170 лет первого в России паровоза Ефима и Мирона Черепановых. Его может увидеть каждый тагильчанин у входа в городской музей-заповедник. Так же, как и двухэтажный дом, где жили Черепановы, который находится близ Выйского пруда. Правда, когда именно они там проживали, о том история умалчивает - документов, подтверждающих, что в 1834 году этот дом, ныне по улице Верхней Черепанова, принадлежал им, увы, не сохранилось, или же они пока еще не обнаружены в архивах. Известно лишь, что особняк был собственностью потомков Черепановых.

Увы, но внутренняя планировка с тех далеких дней не сохранилась. Дом принадлежал сыну Мирона Черепанова Киприяну, предположительно, здесь была и контора Выйского медеплавильного завода. Размещались в этих стенах и квартиры, и советские учреждения, и детский приемник УВД.

Само понятие "Дом Черепановых" для каждого жителя нашего города давно ассоциируется непосредственно с создателями паровоза и получило уже свое историческое название.

Дом Черепановых вместе с усадьбой в чуть ли не первозданном виде передали нижнетагильскому музею-заповеднику "Горнозаводской Урал" еще в 1984 году. Особняк оказался практически разрушенным и бесхозным, и требовалась его реконструкция. Но работы по восстановлению стали проводиться лишь несколько лет назад при непосредственном участии администрации города и нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги. Активными темпами ремонт начался только в 2003 году, в преддверии 170-летнего юбилея и еще двух знаменательных дат: 230 лет со дня рождения Ефима Алексеевича Черепанова и одновременно 200-летия его сына Мирона.

До сих пор неизвестно точной даты, когда же все-таки Черепановы представили паровоз под светлые очи тогдашнего заводского начальства и запустили свое железное детище.

К Дню Города-2004 был полностью отреставрирован дом Черепановых, где на первом этаже выставлены исторические экспонаты XIX века, а на втором - современные технические изделия уральских мастеров.

Цветные фотографии на подоконнике, кисти, краски, деревянные заготовки на столе говорят о том, что здесь воссоздаются знаменитые дрожки Кузнецова. Макет из дерева доверили создать известному тагильскому мастеру Ивану Арсентьевичу Треноженко.

Разномастные скамейки и кресла в коридоре тоже экспонаты дома. Они - зал ожидания вокзалов XX века и часть выставки по истории уральской железной дороги.

В перспективе руководство музея-заповедника планирует сделать в доме детский технический музей, а в одной из комнат обновленного второго этажа здания создать так называемый зал лауреатов, где будут вручаться детские премии имени Амоса Черепанова - двоюродного брата Мирона Ефимовича.

Один из паровозов, макетов этого удивительного изобретения XIX века, будет установлен на площадке между домом и флигелем. Он был создан в 1948 году по заказу "Мосфильма", хранился на заводе имени Куйбышева, а потом, в соответствии с чертежами Аммоса Черепанова, отремонтировали на Уралвагонзаводе.

А во дворе дома будет парк для прогулок.

Андрей ГРЕБНЕВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.06.04.

Источник: history.ntagil.ru

Карта сайта
Главная | Предприятия | Форум
Реклама на сайте: ntagil.ru@mail.ru
техотдел